Игорь Черкасский: Прозрачность финансовых потоков — главная задача финансовой разведки

В прошлом году Государственному комитету финансового мониторинга Украины удалось остановить деятельность преступной группировки, которая специализировалось на широкомасштабных незаконных валютных операциях. Объемы выведенных за границу средств оцениваются в 3 млрд. 500 млн. долларов США. Усилиями Комитета, украинских правоохранителей и компетентных органов других стран были арестованы и заблокированы средства в иностранных банках на миллионы долларов США. Не избежало наказания и отечественное банковское учреждение, которое обслуживало осуществления таких махинаций. Как следствие, Национальный банк Украины прекратил осуществление ряда направлений операций этого банка, а его должностных лиц отстранено от исполнения служебных обязанностей.

И это лишь один пример ежедневной, кропотливой и пристальной работы Госфинмониторинга Украины. Нескольких часов не хватит, чтобы даже кратко рассказать о всех случаях прекращения деятельности «конвертационных центров», о разоблаченных незаконных операциях по покупке земли через подставных лиц и выводе валютных средств из Украины. И все это миллионы, огромное количество преступных схем, которые удалось сломать», — говорит Председатель Государственного комитета финансового мониторинга Украины Черкасский Игорь Борисович.
Ежедневное поступление сообщений о финансовых операциях, подлежащих обязательному финмониторингу, составляет несколько тысяч, а за год их «набегает» миллионы. Понятно, что многие полученные сообщения являются информацией о вполне законных операциях. Однако, среди них находятся и тщательно замаскированные злоумышленниками сделки, которые могут обнаружить только профессиональные специалисты путем тщательного анализа. И только результат аналитического расследования Госфинмониторинга Украины по обнаружению схем легализации, базирующийся на информации финансовых посредников (банков, страховых компаний и т.д.), взаимодействие с подразделениями финансовых разведок других стран, налоговой службой, таможней, государственными регуляторами другими министерствами и ведомствами обобщается и передается в правоохранительные органы.

«Делается все, чтобы поступающая информация, не оседала в хранилищах, а обобщенные материалы, базирующиеся на их основе и передающиеся правоохранителям не носили формальный характер. На сегодня правоохранительным огранам передается каждое пятое сообщение о подозрительных операциях об легализации доходов, а уже их правовая оценка законности предоставляется исключительно сотрудниками правоохранительных органов и судом», — говорит Игорь Черкасский. При этом он добавляет, что в течение того года, который он возглавляет отечественную финразведку пришлось приложить максимальные усилия, чтобы рос не только показатель переданных обобщенных материалов относительно возможного отмывания денег и финансирования терроризма, а пропорционально увеличивалось количество возбужденных уголовных дел и принятых по ним судами решений. В течение прошлого года правоохранители получили от Комитета 1036 материалов. Также растет количество запросов от правоохранителей, что свидетельствует об эффективной координации работы и общем доверие. При этом почти в 3 раза увеличилось количество направленных правоохранительными органами уголовных дел в суд, и почти в 4 раза — рассмотрение судами таких уголовных дел и вынесение приговоров. В частности в течение года, по результатам проверки 326 обобщенных материалов — возбуждено 117 уголовных дел и 209 материалов использовано в 237 уголовных делах. Суды рассмотрели и вынесли обвинительный приговор или приняли другие решения по нереабилитирующим обстоятельствам по 77 уголовным делам. В результате — арест денежных средств в сумме 46300000. грн. и изъято средств и имущества на сумму 12,8 млн. грн.

«Конечно мы видим и знаем, в каких направлениях нам необходимо сконцентрировать свои усилия в текущем году. Но особенно отмечу, что уже сегодня Госфинмониторингом Украины делается возможное и невозможное чтобы среди того количества осуществляемых финансовых операций ни одна незаконная не оставалась безнаказанной. Госфинмониторинг реально и адекватно оценивает свою работу. Необратимость наказания должна достигать каждого преступника — вот главная цель нашей работы «. — Замечает Председатель Госфинмониторинга Украины.

Достаточно эффективной является сотрудничество и с органами прокуратуры. Госфинмониторинг Украины обращается в прокуратуру, если финансовые посредники не предоставляют информацию на запрос Комитета. И таких обращений в прошлом году было 223, а по результатам их рассмотрения внесено 132 акта прокурорского реагирования по которым к ответственности привлечено 67 должностных лиц финансовых учреждений. При этом, Национальный банк Украины обязательно информируется для принятия соответствующих мер.

Под «бдительным оком» Госфинмониторинга Украины находятся и внешнеэкономические операции, осуществляемые субъектами хозяйствования через оффшорные зоны с целью выявления и прекращения деятельности по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. По результатам анализа в Министерство экономики Украины направляются соответствующие обращения по количеству направленных обобщенных материалов, в которых фигурируют нерезиденты, зарегистрированные в оффшорных зонах.

Игорь Борисович Черкасский отмечает, что иногда работа отечественной финразведки осложняется тем, что Комитет имеет достаточно узкие и специфические полномочия, в которые не входят следовательная, контролирующая функции, а тем более не предоставляется право осуществлять оперативно — розыскную деятельность. Выход — совершенствование нормативной базы, регулирующей вопросы борьбы с отмыванием доходов и финансированием терроризма, и приведение ее к международным и европейским стандартам. В частности, Сорока и Девяти специальных рекомендаций FATF, Конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма, а также Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2005/60 / ЕС от 26 октября 2005 о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания доходов и финансирования терроризма.

Председатель Госфинмониторинга Черкасский Игорь Борисович убежден, что в прошлом году был сделан «прорыв» в этом вопросе, поскольку Парламент в первом чтении принял изменения в действующий закон. Сейчас Госфинмониторингом Украины уже завершена работа по обработке предложений и замечаний к законопроекту с целью его рассмотрения Парламентом Украины во втором чтении. Законопроектом предусматривается создание в государстве еще более эффективной и действенной системы предотвращения проникновения в легальный бизнес криминальных доходов. Принятие законопроекта позволит обезопасить финансовую систему Украины от проникновения «грязных» денег и возможных случаев ее использования в финансировании терроризма.

Игорь Черкасский отмечает, что достаточно позитивную оценку эффективности работы Комитета в борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма дают и международные организации, профессионально оценивают такую работу по ряду критериев. Подтверждением этого является исключение Украины из «черного списка» FATF и предоставлении статуса полноправного члена Эгмонтской группы. Украине также доверено оказывать спонсорскую поддержку другим странам, которые находятся на пути становления системы противодействия отмыванию средств. Так, благодаря профессиональной поддержке, членами Эгмонтской группы уже стали Белоруссия, Молдова, Армения, а на пути присоединения к этой группе находятся Казахстан, Азербайджан, Киргизстан и Иран. Не оставил без внимания действия Украины и Специальный комитет Совета Европы по взаимной оценки мероприятий противодействия отмыванию средств (MONEYVAL), что в 2008 году проводил III раунд оценки Украины относительно мер по противодействию легализации средств и финансированию терроризма. “MONEYVAL” это профессиональная оценка, которая в первую очередь основывается на профессионализме и компетентности, а при осуществлении анализа применяются сложные, эффективные и признанные во всем мире методики. Было подтверждено существенные достижения Госфинмониторинга Украины, в том числе и в 2008 году «, — говорит Черкасский Игорь Борисович. При этом он добавляет, что Госфинмониторинг Украины является структурой закрытого типа , что обусловлено спецификой деятельности, будет и в дальнейшем обеспечивать прозрачность и защищенность финансовой системы нашего государства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *