Валерий Безлепкин: как научиться защищать свои права, нарушаемые газоснабжающими предприятиями

В преддверии отопительного сезона по всей стране развернулись массовые противостояния между потребителями Украины и газоснабжающими компаниями, входящими в холдинг Дмитрия Фирташа и управляемые ООО региональная газовая компания (ООО РГК, директор Притыка Александр).

Суть конфликта — в соответствии с ЗУ «Об обеспечении коммерческого учёта газа», газоснабжающие предприятия обязаны до 01 01 2018 года установить бытовые счётчики газа у всех потребителей Украины. Под выполнение этого закона, на протяжении последних пяти лет в инвестиционные программы предприятий закладывались колоссальные средства на установку индивидуальных счётчиков газа.

Что бы были понятны объёмы средств, которые заплатили потребители Украины за этот период за установку счётчиков газа( не удивляйтесь — все средства на выполнение так называемых инвест программ заложены в тарифе и оплачиваются потребителями), скажу, что только за 2012-2015 года газовики утвердили и получили средств на установку счётчиков на сумму около трёх миллиардов гривен. Сейчас ряд общественных организаций подготовили запросы в НКРЭКУ с целью выяснить реальное количество установленных приборов учёта и объёмы освоенных средств. По предварительным оценкам данная программа выполнена менее чем на 50% и мы можем предположить, что злоупотребление данной ФПГ только по разделу ИП «установка приборов учёта у бытовых абонентов» составляет порядка 1,5 млрд грн. Этот довод является первым, которым могут воспользоваться депутаты разных советов, которые отстаивают права своих избирателей, а также все потребители Украины.

Довод второй — нарушение п2 ст 13 ЗУ О защите экономический конкуренции, в котором сказано, что

Стаття 13. Зловживання монопольним (домінуючим) становищем на
ринку
1. Зловживанням монопольним (домінуючим) становищем на ринку
є дії чи бездіяльність суб’єкта господарювання, який займає
монопольне (домінуюче) становище на ринку, що призвели або можуть
призвести до недопущення, усунення чи обмеження конкуренції, або
ущемлення інтересів інших суб’єктів господарювання чи споживачів,
які були б неможливими за умов існування значної конкуренції на
ринку.
2. Зловживанням монопольним (домінуючим) становищем на ринку,
зокрема, визнається:

1) встановлення таких цін чи інших умов придбання або
реалізації товару, які неможливо було б встановити за умов
існування значної конкуренції на ринку;
2) застосування різних цін чи різних інших умов до
рівнозначних угод з суб’єктами господарювання, продавцями чи
покупцями без об’єктивно виправданих на те причин;

Остановимся более подробно на выполнении положений данного закона.
Пытаясь уйти от ответственности за не выполнение ЗУ «Об обеспечении коммерческого учёта газа», газовики пролобировали в НКРЭКУ принятие Кодекса газораспределительных сетей, одной из основных идей которого была легализация установки общедомовых узлов учёта природного газа. Ранее я рассказывал, что Кодекс входит в противоречия с ЗУ «Об обесп.коммерческого учета прир.газа», но сейчас вопрос в другом — в нарушении прав потребителей и защиты экономический конкуренции.
Установка общедомовых узлов учёта газа (ОУУ) не обеспечивает учёт фактического потребления газа абонентами (требование ЗУ) для расчётов с газоснабжающими предприятиями и ставит потребителей Украины в неравные условия с другими потребителями, которые рассчитываются за потребленные объёмы газа на основании данных индивидуальных БСГ (счётчики).
По сути применяются разные условия и цены к равнозначном договорам с субъектами хозяйствования без объектового обоснования причин. Через разный порядок учёта потреблённого газа к потребителям применяются разные условия в части расчётов и оплат.

Не знаю, каким образом газовики смогли убедить членов НКРЭКУ, одного из самых независимых и высокопрофессиональных национальных регуляторов, принять Кодекс, который не только противоречит ЗУ, но и нарушает права потребителей, но убеждён, что перед принятием таких серьёзных подзаконных актов, влияющих на уровень жизни десятков миллионов украинцев, совсем не лишним было бы прочтение в ФБ постов пламенных друзей нашего регулятора, которые доступными языком, понятным даже Диме Вовку, объяснили, что нарушение прав потребителей, когда в одном доме одни жильцы будут рассчитываться по индивидуальным
счётчикам, а другие по общедомовым, с соответственными распределениям объёмов газа, который они не потребляли, приведёт к социальному напряжение в обществе и неконтролируемым протестным акциям. Неужели сложно просчитать, что распределение объёмов газа по количеству зарегистрированных лиц, когда прописан один человек, а фактическим проживает 3-4-5 вызовет волну возмущения у населения? Что ЗУ чётко прописывает, что потребители должны рассчитываться на основании данных коммерческого учёта, а не пожеланий Фирташа или Притыки?!

Некоторые городские советы приняли решения о запрете установки общедомовых узлов учёта газа.

Первое, данные решения противоречат Кодексу, который является подзаконным актом.

Второе, вы должны понимать и быть готовыми к противостоянию с монопольными компаниями, которые имеют достаточно широкие права и защищены не только НКРЭКУ, но и законодательно.

Могу сказать, что в бизнес центре Парус, где расположена ООО РГК, сейчас вырабатывается стратегия по противодействию решений запорожского и днепропетровского городских советов, которые выступили в защиту прав потребителей своих городов.

Основными пунктами данной стратегии является давление на потребителей в части расчётов и погашение долгов предыдущих периодов до начала отопительного сезона, несвоевременное доведение лимитов, необоснованные требования при выдаче и согласовании ТУ, проектов, подключении потребителей к газовым сетям, искусственное уменьшение давления газа в распределительных сетях. В первую очередь это коснётся бюджетных организаций и населения.

Как реально противостоять беспределу монополистов?

Необходимо подготовить исковые заявления в суд о нарушении прав территориальной громады и ЗУ об экономической конкуренции.

Подать запрос в НКРЭКУ с целью определения утверждённых средств на установку БСГ и их фактической установки. Далее направить заявление в правоохранительные органы о совершенном преступлении ( то, что деньги были использованы не по назначению,нет сомнений, необходимо опередить ущерб, нанесённый конкретной территориальной громаде).

Так же можно проанализировать , почему счётчики поставляются в несколько раз выше рыночных цен, устанавливаются сотрудниками газовых предприятий, а акты выполненных работ закрываются на частные фирмы с соответствующей оплатой.

Для усиления позиций тергромад, проанализируйте, как соблюдаются договора аренды газовых сетей, которые эксплуатируют газоснабжающие предприятия. (Все сети принадлежат государству. Чтобы газовикам совсем скучно не было, подумайте , на чьём балансе находятся внутридомовые газовые сети и сколько за их использование получают местные советы).

Боритесь и поборите!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *