Судья Сергей Ковтун окажется на скамье подсудимых за преступления времен Януковича

Люстрация судей – один из самых болезненных процессов, которому сопротивляются и сами «виновники торжества» и их окружение – адвокаты, прокуроры, исполнительная служба – которые привыкли получать желаемые решения за определенное финансовое вознаграждение. Но в перечне судей, которые подлежат люстрации даже по мнению их коллег есть несколько «звезд», выделяющихся особой «яркостью» и одиозностью. Среди них – судья Хозяйственного суда г. Киева Сергей Ковтун.

Быстрый «решала» судья Сергей Ковтун

11 декабря 2014 года Сергей Анатольевич Ковтун смело вступил на тропу антикоррупционной проверки, собственноручно написав соответствующее заявление руководству суда и подав декларацию о доходах за 2013 год. Как для судьи с многолетним стажем, Сергей Ковтун в последний год перед революцией жил относительно скромно, обходясь суммой в 15,5 тыс. грн. в месяц, из которых 3,9 тыс. он тратил на добровольное страхование. По Киеву судья рассекает на одном из двух принадлежащих семье «скромных» автомобилей – Honda CR-V и Acura MDX. Также совокупно ему и семье в 2013 году принадлежало около гектара земли и 58-метровая квартира. Жена Ковтуна Александра Дмитриевна, которая трудится частным нотариусом в одном из самых престижных районов Киева – на ул. Златоустовской – заработала в тот год чуть больше 1 млн. грн. На это видимо и жили. Ведь 25,9 тыс. грн. заработанных процентов Ковтун честно положил в тот год на банковский счет. Где до этого уже лежало почти 600 тыс. грн.

В общем, ничем не примечательная декларация среднего чиновника. Если бы не одно «но». Люстрационная проверка Ковтуна не закончилась до сих пор. Как минимум об этом нет ведомостей на сайте Хозяйственного суда Киева (по многим другим судьям результаты появились существенно раньше). А это наводит на мысли о том, что Ковтуну есть что скрывать. И пока люстраторы ищут это «что-то», мы напомним о том, чем славен этот на первый взгляд «простой» служитель Фемиды.

Для начала, чтобы выяснить потенциальную склонность судьи к коррупции, нужно первым делом отправиться на сайт Высшего совета юстиции, который регулярно вывешивает решения о результатах проверки судей на предмет нарушения ими присяги. Уже сам факт внесения в ВСЮ представления о неправомерных действиях того или иного судьи должен насторожить. Судья Ковтун за последние несколько лет появлялся в таких решениях около десятка раз. Особенно активно на него жаловались в 2010 – 2012 гг. При этом как правило речь шла о нарушении прав государства в пользу частных компанияй. Например, среди самых громких дел – иск «приватовского» офшора Mantara Holdings Limited с обжалованием решения Фонда госимущества о недопущении на конкурс по продаже «Лугансктепловоза» Брянскому машзаводу. Судья Ковтун тогда при сомнительных обстоятельствах подыграл структурам Игоря Коломойского, но ВСЮ не нашла оснований для его наказания. Как, собственно, и в других жалобах.

Судья Сергей Ковтун: шавка Януковича и фанат Межигорья

Однако известность Сергей Анатольевич Ковтун получил не из-за этих дел. «Ресурс» для работы ему подбрасывала группа Эдуарда Ставицкого – Василия Джарты. Судья несколько раз брал на себя дела, в которых были заинтересованы госструктуры, контролируемые этими господами – Министерство экологии и НАК «Надра Украины». Поэтому неудивительно, что когда дочь Джарты Виктория решила перебраться из Донецка в Киев, то выбрала Хозяйственный суд Киева, где впоследствии стала заместителем председателя суда.

В частности, именно судья Ковтун оформил в судебном решении самую громкую аферу десятилетия – передачу усадьбы в Межигорье из государственной собственности в частную. Краткое содержание аферы таково. ООО «Мединвесттрейд» выменяло у НАК «Надра Украины» три дома на Парковой аллее в Киеве на комплекс в Межигорье. Через несколько недель ООО-шники якобы «спохватились»: ведь земля и усадьба принадлежали не «Надрам», а государству, поэтому сделку надо отменить. Однако судья Сергей Ковтун отбросил сомнения «Мединвесттрейда» и постановил, что сделка была полностью законной. При этом в решении были учтены все возможные нюансы передачи государственной земли и имущества в обмен на частную собственность, хотя закон такого обмена вообще не предполагает.

Миссия Ковтуна состояла именно в том, чтобы узаконить сделку в судебном порядке. Особое внимание обращает на себя скорость, с которой Сергей Анатольевич принимал решения в ту памятную осень 2007 года. Иск зарегистрирован в системе делопроизводства 17 октября 2007 о 11:22:34, резолюцию глава суда поставил в 12:21:08, уже в 12:30:09 (т.е. через 9 минут и 01 секунду) Ковтун внес постановление о возбуждении производства в систему делопроизводство хозяйственного суда. За это время, он успел получить дело в канцелярии, ознакомиться с ним, набрать и напечатать постановление, подписать его и внести в систему делопроизводства.

В первом же судебном заседании 22.10.2007 г. судья Ковтун принял решение по делу и подтвердил законность изъятия «Межигорья» из государственной собственность. Из протокола судебного заседания следует, что разбирательство длилось аж десять минут. Феноменальная скорость. Особенно если знать, к чему привели такие действия в дальнейшем. Возможно, если бы не судья Ковтун, Межигорье не было бы сейчас национальным музеем коррупции.

 

Не Межигорьем единым

 

В 2006-2007 году Ковтун легализировал передачу государственного участка на Печерске под застройку структурам Джарты. Речь идет о договоренности КП «Кировгеология» из сферы управления Минприроды о застройке фирмой «Пагода» 0,22 га на Киквидзе, 8/9 в обмен на долю в квартирах новостройки. Печерский прокурор в интересах Минприроды подал иск о незаконности сделки «Кировгеология» и «Пагода». И судья Ковтун сыграл ту же роль, что и в межигорской истории – полностью отказал в иске, тем самым «сцементировав» решение о легальности сделки по застройке государственной земли в центре Киева.

Ковтун также помогал Виктору Медведчуку отсуживать квартиры у застройщика элитного дома на Грушевского 9А. В частности, компания «Укркапитал», возглавляемая Дмитрием Шустро (многолетний руководитель благотворительного фонда Медведчука), провела весной 2004 года сделку покупке в этом доме двух квартир (1000 и 1100 кв. м). В 2005 году, после Майдана, председателем СНБОУ стал Петр Порошенко, который живет в соседнем доме по Грушевского, 9. Он решил немного «покачать права» и устроил на этот дом. А тогдашний замгенпрокурора Виктор Шокин выдал распоряжение о сносе части уже возведенных этажей по Грушевского, 9а, которые возвели превысив разрешенную этажность. «Укркапитал» сразу бросился к застройщику и решил расторгнуть договор. Однако время шло, а этажи все не сносились. И вот в 2007 году «Укркапитал» бросился в суд с требованием вернуть квартиры. Но Апелляционный хозсуд Киева летом 2007 года решил дело в пользу застройщика. «Укркапитал» пошел к судье Сергею Ковтуну с новым иском: теперь он требовал признать недействительным соглашение о расторжении покупки квартир из-за того, что «Укркапитал» в 2005 году инициировал это дело под влиянием заблуждения и обмана. Ковтун этот иск удовлетворил.

Среди других громких дел – несколько операций по легализации недвижимости родственников нынешнего главы Конституционного суда Юрия Баулина. В частности,

еще до кризиса 2008 года директор отеля общества «Знание» передал отель возле Ботанического сада в уставный фонд частной фирмы, а затем помещение было перепродано. Легализация продажи происходила в судах через решения Сергея Ковтуна. Основателем фирмы-покупателя ООО «Юридические советники» через ООО «Гамма» был Александр Баулин, сын Юрия Баулина.

Кроме того, Сергей Ковтун также помог фирмам Баулина закрепить за собой дом на Котельникова, 25, через мутные схемы оформив его на ООО «Юридические офисы» Александра Баулина, Игоря Пукшина, заместителя главы Секретариата президента Ющенко, и Андрея Богдана, правительственного уполномоченного по антикоррупционной политике 2013-2014 гг.

Последняя история, в которую вляпался Сергей Ковтун – это замораживание счетов «Укрсоцбанка» (UniCredit Bank) на 18 млн. грн. по бредовому иску бизнес-партнера одного из скандальных заемщиков – компании ИСА Прайм Девелопмент. ИСА должна «Укрсоцу» более $200 млн грн и при этом уже в течение пяти лет пытается судами вынудить банк сдаться. В ходе судебных тяжб «Укрсоцу» удалось забрать себе одну из башен Horizon Park по ул. Амосова. Именно за якобы имевшие место улучшения в этой башне и решили «сбить денег» с «Укрсоца». Но вместо того, чтобы хотя бы выяснить, а были ли сделаны улучшения и нанесены убытки, судья Ковтун просто заблокировал на счету 18 млн. грн. и только после этого отправил материалы на экспертизу. Фактически заморозив ресурсы банка минимум на полгода. Беспрецедентность и абсурдность ситуации состоит в том, что мотивом таких действий послужили «возможные финансовые трудности» банка с объемом активов в 45 млрд. грн., который был докапитализирован на 500 млн евро уже в этом году. Тот факт, что в этом случае Ковтун действовал в интересах бенефициара ИСА Александра Башенко или его бизнес-партнера Сергея Осьмухина, в юридических кругах даже не подвергается сомнению.

Кроме того, этот кейс может стать последним для Сергея Ковтуна в череде «выходов сухим из воды», поскольку нарушения насколько вопиющи, что не могут быть проигнорированы дисциплинарными органами, в частности Высшей квалификационной комиссией судей. Банк также подал заявление о совершении преступления в Генеральную прокуратуру. И положительная реакция на это заявление будет лакмусовой бумажкой не только для группы UniCredit, а и для всех иностранных инвесторов, которые работают в Украине и активно борются за защиту своих прав от беспредела судебной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *