Архив метки: евро-2012

Правительство не хочет давать государственные гарантии на кредит Всемирного банка под Евро-2012

Всемирный банк (ВБ) готов предоставить Украине $1,5 млрд. на организацию Евро-2012 под государственные гарантии, но Кабинет Министров не хочет их давать. Об этом заявил глава Национального агентства по вопросам подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу Евгений Червоненко в интервью радио Свобода.
Здесь есть политика: не хотят повышать дефицит платежного баланса, количество задолженностей, — отметил он. Я не понимаю, когда берут кредиты на проедание. А когда берут целевой кредит, — и я это требую от всех инвесторов: взять деньги, которые потом пойдут вдруг на газ, а только на дороги, и ни один цент, кроме дорог, — тут я не понимаю, — сказал Е.Червоненко.
Благодаря этому мы получим не Евро, мы получим прибыли для страны, — подчеркнул глава Агентства. Он сообщил, что совместно с Федерацией футбола Украины и с мировыми специалистами готовит доклад Президенту, парламенту и Премьер-министру. Я поставлю ультиматум, моя фамилия не будет крайней, я говорю: чтобы выполнить все, что вы приняли, нужны такие деньги, такие сроки, — заявил Е.Червоненко.
Напомним, ранее Е.Червоненко заявил, что сегодня Кабинет Министров практически не финансирует подготовку к Евро-2012.
www.liga.net

Как нам преобразовать госбанк? (Кіевскій Телеграфъ)

Константин Шмидт
Укрэксимбанк следует превратить в многофункциональный финансовый холдинг
В последнее время в парламентско-правительственных кругах заговорили (пока на уровне идеи) о необходимости что-то делать с госбанками. Например, Ощадбанк предлагают после проведения компенсационных выплат по вкладам в Сбербанке СССР приватизировать. А Укрэксимбанк преобразовать в экспортно- страховое бюро и кредитно-финансовое учреждение. Мысль интересная. Правда, есть один вопрос — сколько все это будет стоить?
Пожалуй, главная привлекательная особенность госбанков и в то же время основная проблема их деятельности состоит в фактическом отсутствии у государства политики по отношению к принадлежащим ему банкам. Интересно, кому-нибудь из читателей доводилось слышать о том, чтобы правительство своим распоряжением устанавливало хотя бы индикативные требования к деятельности подобных банковских учреждений?
В не меньшей степени изумляет фактическое нежелание государства более эффективно использовать разветвленную сеть филиалов и отделений Ощадбанка. Согласитесь, что прием коммунальных платежей от населения — это непохоже на широкий набор функций. Или даже нынешняя нагрузка — выплаты вкладов Сбербанка СССР. Почему бы, например, не организовать на базе госбанка серьезную систему потребительского и ипотечного кредитования граждан? Не спорю, это серьезный труд. Но неужели его потенциальные результаты не стоят того, чтобы поднапрячься?
Впрочем, если о преобразовании Ощадбанка пока говорить рано, то Укрэксимбанк и вправду не в полной мере выполняет свои обязанности как классический экспортно-импортный банк. Иногда приходится слышать, что объем кредитования компаний, занимающихся экспортной деятельностью, пока далек от желаемого. Еще чаще высказываются претензии о том, что Укрэксимбанк выдает кредиты по рыночной процентной ставке, фактически не применяя льготных ставок, что могло бы содействовать усилению конкурентных позиций украинских экспортеров.
С одной стороны, действительно, могло бы. Тем более что банк находится полностью в государственной собственности. С другой — Укрэксимбанк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, работающим на высококонкурентном финансовом рынке Украины. И практически до 2005 года государство участвовало в работе банка чисто номинально, не занимаясь вопросами его капитализации. Если держава считала, что Укрэксимбанк своей целью должен ставить поддержку отечественных компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, она должна была позаботиться и о пополнении уставного фонда банка.
Во всем мире не изобретено другой модели развития экспортно-импортных банков. Эти финансовые учреждения пользуются реальной поддержкой государства — ведь без капитала банк не может ни развиваться, ни, собственно, кредитовать. А для того чтобы не только выжить в этих условиях, но и с целью развития банк не имеет возможности работать на каких-то иных условиях, кроме рыночных. Банк должен получать прибыль и направлять ее на капитализацию. Конечно, понятны проблемы молодой державы — из года в год государственный бюджет испытывает недостаток средств, необходимых для финансирования многочисленных социальных программ, жилищно-коммунальная сфера из-за недостаточного финансирования находится на грани краха, существует острая потребность в государственных инвестициях в ключевые отрасли экономики.
Возможно, не от хорошей жизни Укрэксимбанк вынужден был стать классическим универсальным банком. В этом есть ряд существенных преимуществ, среди которых диверсификация видов деятельности (а соответственно — источников получения доходов), реальное присутствие банка во всех секторах отечественного финансового рынка. И утверждения о необходимости возврата к варианту классического экспортно-импортного банка являются устаревшими. В 30-е годы, когда зарождалась система экспортно-импортных банков, каждая страна старалась защитить себя и своих производителей, проводя политику жесткого протекционизма, пытаясь искусственно усилить позиции национальных компаний на международных рынках. В первую очередь такая политика была присуща Эксимбанку США. После Второй мировой войны подобную тактику взяли на вооружение и европейские банки, которые в момент кризиса стимулировали внутренних производителей, помогая им завоевывать внешние рынки. Хотя даже тогда часть функций экспортно-импортных банков (уже в конце 40-х — начале 50-х годов) стали выполнять специализированные экспортно-импортные агентства. А к началу 90-х годов практически все экспортно-импортные банки развитых стран превратились в классические универсальные финансовые учреждения.
Сейчас в связи с усиливающейся глобализацией мировой экономики происходят серьезнейшие качественные изменения в системе финансирования международной торговли, усиливается роль ВТО, к которой Украина присоединилась, набрал необратимую силу процесс либерализации внешней торговли. Стимулировать экспорт при помощи методов, которые имели право на жизнь в 30-е годы, надеяться на то, что они позволят усилить конкурентоспособность украинских товаров на внешних рынках, по меньшей мере, наивно. В лучшем случае это может помочь продвинуть отечественные товары на рынки слаборазвитых стран.
Но разве к этому стоит стремиться? А рассуждать о том, что Укрэксимбанку необходимо развиваться в соответствии с канонами классических экспортно-импортных банков, которые были заложены в 30-е — 40-е годы прошлого века — значит смотреть не в будущее, а в прошлое.
Хотя в разумных пределах стимулирование развития экспорта и импорта при деятельном участии Укрэксимбанка было бы целесообразно. Но данное направление — лишь один компонент общей стратегии повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на внешних рынках.
Каким же быть Укрэксимбанку в среднесрочной перспективе? Укрэксимбанк стоит трансформировать в структуру холдингового образца. Он должен выполнять функции классического динамично развивающегося универсального банка с существенным компонентом розничного финансового бизнеса, соответствующим потребностям рынка. Кроме того, необходимо уделять значительное внимание развитию классического эксимбанковского направления, которое может в будущем стать отдельной структурой.
Серьезное внимание при возможном реформировании Укрэксимбанка стоит уделить созданию структуры, которая будет выполнять функции банка развития. Главной целью деятельности такого финансового учреждения должно стать финансирование крупных государственных программ. Например, внедрение энергосберегающих технологий, инфраструктурные программы (строительство автомобильных и железных дорог, совершенствование портовой инфраструктуры — кстати, если поторопиться, то здесь можно немало помочь и в процессе подготовки к Евро-2012), улучшение состояния жилищно-коммунального хозяйства.
Некоторые специалисты высказывают мнение, что банк развития необходимо формировать отдельно. Но на пустом месте формировать финансовое учреждение сложно. Тем более если перед ним будут стоять столь масштабные задачи общегосударственного значения. Эффективно функционирующий банк может быть организован там, где имеется капитал. Если речь идет о создании банка развития с нуля, то государство должно изыскать средства, которые будут направлены в его капитал. Для такого банка это не менее чем 15 миллиардов гривен, а объем необходимых для финансирования проектов средств может быть даже существенно больше этой суммы. Вероятность нахождения таких средств в государственном бюджете крайне маловероятна. А Укрэксимбанк уже сегодня располагает достаточными инфраструктурными возможностями, необходимым кадровым потенциалом, обладает налаженными международными контактами и даже опытом выполнения функций национального банка развития экономики. Очень важно (в связи с экспортной ориентацией экономики Украины) и то, что Укрэксимбанк может одновременно объединить функции банка развития с функциями поддержки и развития экспорта.
Еще одним обязательным элементом запланированного холдинга должно стать экспортное страховое агентство (ЭСА). Экспортные страховые агентства являются важным источником финансирования и развития международной торговли, особенно с тех пор, как в 1978 году Организация международного сотрудничества и развития издала Принципы официальной поддержки экспортных кредитов. Вместе с многосторонними и двусторонними агентствами ЭСА успешно содействуют привлечению крупных финансовых потоков в развивающиеся страны.
В большинстве случаев они являются государственными и в основном нацелены на содействие занятости и экономическому росту своих стран посредством поддержки развития экспорта товаров и услуг. Они страхуют займы или предоставляют прямые кредиты импортерам, страхуя коммерческие и политические риски. Многие экспортные агентства также работают на основе фиксированных процентных ставок и обеспечивают поддержание процентных ставок на определенном уровне.
Их участие дает дополнительные преимущества путем предоставления более длительных сроков финансирования, использования практики взимания вознаграждения на базе все включено и имеет некоторые скрытые преимущества, понятные лишь посвященным, такие как увеличение ликвидности, привлечение фондирования под фиксированные проценты, установление или улучшение международных банковских отношений.
В случае если такое агентство будет создано на основе Укрэксимбанка, данная структура должна взять на себя важнейшую функцию страхования экспортных кредитов. Здесь также есть разные мнения. Например, некоторые специалисты полагают, что для реализации этой функции необходимо создать отдельное юридическое лицо. Автор склонен придерживаться иной точки зрения. Дело в том, что если создавать агентство по страхованию экспортных кредитов в виде самостоятельной структуры, то мы столкнемся с необходимостью формирования едва ли не нового министерства. Это очень затратное и дорогостоящее мероприятие. Есть риск превращения агентства в неэффективную бюрократическую структуру. Вероятно, будет логичным создание агентства по страхованию экспортных кредитов при Укрэксимбанке. На начальном этапе штат этой структуры должен составлять 15-20 человек — в банке есть высококвалифицированные специалисты в этом направлении, они могут начать эту работу в самое ближайшее время.
Вышеназванные четыре элемента будущего холдинга — универсальный банк с сильным компонентом розничного бизнеса, классический экспортно-импортный банк, банк развития и экспортное страховое агентство — позволят создать первый в Украине банковский холдинг, по праву претендующий на ведущую роль в банковской системе страны. Очень важным является тот факт, что уже сейчас Укрэксимбанк обладает необходимым базисом для развития этих направлений.
Формирование подобного банковского холдинга позволит существенно повысить внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность Укрэксимбанка, превратит его в чрезвычайно важный и эффективный элемент государственной экономической политики.
Резюмируя, отмечу, что к проблеме реформирования Укрэксимбанка надо подходить комплексно. И главное — однозначно не стоит спешить с преобразованиями. Это проблема непростая и решать ее нужно, предварительно просчитав намного ходов вперед. Увы, наши реалии говорят о том, что проблемы решаются даже не по мере поступления, а в порядке возникновения в головах государственных мужей новаторских мыслей.
Банковский рынок Украины

Пресса о банках

Пресса о банках
Гулей испугал вкладчиков Сбербанка СССР, Экономические известия, № 37 от 28 февраля.
 Виктор Ющенко потребовал от Кабмина и Ощадбанка возобновить регистрацию вкладчиков.
Прокуратура пугает инвесторов, Экономические известия, № 37 от 28 февраля.
 Генеральная прокуратура возобновила проверки деятельности открытых инвестиционных фондов.
НБУ заставляет банки капитализироваться, Экономические известия, № 37 от 28 февраля.
 Нацбанк намерен увеличить минимальные требования к регулятивному капиталу всех банков до EUR10 млн.
Кабмин расшатывает межбанковский рынок, Экономические известия, № 37 от 28 февраля.
 Сегодня межбанковский рынок снова захлестнет дефицит ресурсов, и стоимость кредитов овернайт перевалит за 30% годовых.
Куда прячут деньги украинские банкиры, Дело, №34 от 28 февраля.
 Каждая новость о падении курса доллара по отношению к евро на столько-то центов ставит многих украинцев перед вопросом: как лучше распределить свои накопления.
Полтора доллара за один евро — не предел, Дело, №34 от 28 февраля.
 Доллар установил очередной антирекорд. Американская валюта упала по отношению к евро до отметки 1,5.
Инвестиции в фондовый рынок оказались вне конкуренции, Дело, №34 от 28 февраля.
 Несмотря на активное развитие финансового рынка, украинцы по-прежнему предпочитают вкладывать свои средства в менее рисковые, хоть и менее доходные инструменты.
Дипломатическая миссия, Коммерсант, № 34 от 28 февраля.
 Альфа-банк сообщил о назначении вице-президентом банка бывшего представителя Украины при ЕС Романа Шпека.
Подозрительная публичность, Коммерсант, № 34 от 28 февраля.
 ГКЦБФР объявила о проведении проверки публичных инвестфондов.
Пешки не терпят спешки, Коммерсант, № 34 от 28 февраля.
 Нацбанк не выдержал давления небольших банков и позволил им увеличивать свой регулятивный капитал до 10 млн. евро до 2011 года.
Правила проведения, Коммерсант, № 34 от 28 февраля.
 Принудительная продажа квартир должников банков, как правило, проводится в помещении районной исполнительной службы.
Наши сограждане снова влюбляются в валюту, Экономические известия, № 38 от 29 февраля.
 Высокая инфляция и непонятные перспективы гривни заставляют население снова уходить в доллар.
Ипотечных кредитов под 4-6% не будет, Экономические известия, № 38 от 29 февраля.
 Обещание Юлии Тимошенко о том, что каждая семья сможет через ГИУ получить кредит на покупку жилья под 4-6% годовых, вряд ли будет реализовано.
МВФ продаст часть золотого запаса, Экономические известия, № 38 от 29 февраля.
 Центральные банки Европы и США могут сократить продажи своих запасов золота, чтобы дать возможность МВФ начать продажу своих запасов.
Торговцам готовят чистку рядов, Экономические известия, № 38 от 29 февраля.
 С 1 января 2009 года вступят в силу новые нормативы достаточности собственных средств для профессиональных участников фондового рынка.
Рынок IPO стремительно падает, Экономические известия, № 38 от 29 февраля.
 Инвесторы теряют интерес к новым акциям. За первые два месяца этого года общий объем несостоявшихся сделок по IPO превысил сумму в $21 млрд.
Группа риска, Коммерсант, № 35 от 29 февраля.
 Агентство Кредит-Рейтинг приостановило спекулятивный рейтинг uaBB ликвидируемого ЕБРС.
Судебный резерв, Коммерсант, № 35 от 29 февраля.
 Госфинуслуг хочет вернуть полномочия через Конституционный суд.
ПФТС подбросили кокса, Коммерсант, № 35 от 29 февраля.
 Индекс биржи пополнился акциями Авдеевского коксохима и Енакиевского метзавода.
Жан Лемьер: Украина вызывает у инвесторов серьезный интерес, Экономические известия, № 39 от 3 марта.
 Президент ЕБРР Жан Лемьер о планах банка в Украине.
Кредитпромбанк на мелочи не разменивается, Коммерсант, № 36 от 3 марта.
 National Bank of Greece заключил предварительное соглашение о покупке Кредитпромбанка за 600–700 млн. евро.
Эльжбета Пустола: В Украине мы чувствуем себя не совсем уверенно, Коммерсант, № 36 от 3 марта.
 Президент Национального депозитария ценных бумаг Польши Эльжбета Пустола о готовности выйти на украинский рынок и установить корреспондентские отношения с новым депозитарием.
Карточное шулерство новейшего времени, Киевский телеграфЪ, № 8 от 29 февраля – 6 марта.
 Некоторые кардеры устанавливают на банкоматах скрытые веб-камеры, считывающие PIN-коды жертв.
Политэкономия курса, Зеркало недели, № 8 от 1–7 марта.
 Для Украины минувшее десятилетие оказалось незаурядным. Из страны хлынул поток валюты.
Игорь Полховский: Задача коллекторской компании — наладить такие взаимоотношения с банком, чтобы, став первый раз клиентом, он оставался им навсегда, Зеркало недели, № 8 от 1–7 марта.
 Директор Европейского агентства по возврату долгов Игорь Полховский о том, как превратить безнадежные долги в дополнительные доходы банков, кредитных союзов и финансовых компаний.
Игра в монополию, ИнвестГазета, № 9 от 3 марта.
 Юлия Тимошенко досрочно завершила реформу фондового рынка стоимостью в 2 млрд. грн.
Пиотр Качмарек: Наша ниша — ипотека и автокредиты, ИнвестГазета, № 9 от 3 марта.
 Первый заместитель председателя правления Индэкс-Банк Пиотр Качмарек о планах банка.
Миллиард, ИнвестГазета, № 9 от 3 марта.
 Ипотечный кризис в США сделал для иностранных банков условия работы в Украине более выгодными.
На честном слове, Бизнес, № 9 от 3 марта.
 Юлия Тимошенко хочет обеспечить дешевую ипотеку за счет госгарантий по банковским вкладам населения.
Вынужденная посадка, Бизнес, № 9 от 3 марта.
 Итоги круглого стола Ипотечный рынок Украины: угрозы и проблемы развития: в текущем году ипотечных кредитов станет меньше и стоить они будут дороже.
Домик в деревне, Бизнес, № 9 от 3 марта.
 В прошлом году банки выдали населению более 2 млрд. грн. кредитов на строительство частных домов. Сколько же стоит построить дом в кредит?
Карточников вздули, Деловая столица, № 9 от 3 марта.
 Нацбанк вступился за пользователей платежных карт. Те в последнее время буквально засыпали НБУ жалобами, устав терпеть издевательства финансистов.
Малыши уйдут в загул, Деловая столица, № 9 от 3 марта.
 Представителей малого и среднего бизнеса, которых в прошлом году заманили в банки модифицированными кредитными программами, этой весной готовят к первым разочарованиям.
Под одну гребенку, Деловая столица, № 9 от 3 марта.
 Национальный банк собирается отказаться от трехуровнего ранжирования банков и выдвинуть ко всем единые требования к капиталу.

НБУ внесет изменения в ряд нормативных актов

По сообщению СМИ, Национальный банк Украины разработал проект изменений в инструкцию о порядке регулировании деятельности банков, положение о порядке выдачи банкам банковских лицензий и положение о порядке госрегистрации банков и их отделений.
Изменениями предусматривается отказ от дифференциации требований к минимальному размеру регулятивного капитала банков и увеличение его для всех банков до уровня 10 млн. евро.
Предлагаемые изменения в порядок выдачи банковских лицензий предусматривают повышение требований к регулятивному капиталу банков, претендующих на получение разрешения на осуществление операций с валютными ценностями в части привлечения и размещения иностранной валюты на международном рынке, с 10 млн. евро до 20 млн. евро.
Проект поправок к порядку создания и госрегистрации банков и их отделений предусматривает, что банки смогут открывать отделения при условии выполнения норматива минимального размера регулятивного капитала.
Примечание. По словам первого заместителя председателя НБУ Анатолий Шаповалова, изменения в инструкцию о порядке регулирования деятельности банков призваны заставить акционеров банков наращивать капитализацию.
А. Шаповалов отметил, что НБУ предлагает установить переходный период для наращивания банками регулятивного капитала. Банки с регулятивным капиталом более 8 млн. евро должны будут увеличить его до 9 млн. евро до 1 января 2009 года, а на 1 января 2010 года довести до 10 млн. евро. Банкам с регулятивным капиталом менее 8 млн. евро необходимо к 1 января 2009 года нарастить капитал до 7 млн. евро, к 1 января 2010 года — до 8,5 млн. евро, а к 1 января 2011 года — до 10 млн. евро. При этом банки с регулятивным капиталом менее 10 млн. евро обязаны будут до 1 мая 2008 года согласовать с Нацбанком программу капитализации.
Банковские новости

Нацбанк внесет изменения в ряд нормативных актов 

Нацбанк внесет изменения в ряд нормативных актов 
По сообщению СМИ, Национальный банк Украины разработал проект изменений в инструкцию о порядке регулировании деятельности банков, положение о порядке выдачи банкам банковских лицензий и положение о порядке госрегистрации банков и их отделений.
Изменениями предусматривается отказ от дифференциации требований к минимальному размеру регулятивного капитала банков и увеличение его для всех банков до уровня 10 млн. евро.
Предлагаемые изменения в порядок выдачи банковских лицензий предусматривают повышение требований к регулятивному капиталу банков, претендующих на получение разрешения на осуществление операций с валютными ценностями в части привлечения и размещения иностранной валюты на международном рынке, с 10 млн. евро до 20 млн. евро.
Проект поправок к порядку создания и госрегистрации банков и их отделений предусматривает, что банки смогут открывать отделения при условии выполнения норматива минимального размера регулятивного капитала.
Примечание. По словам первого заместителя председателя НБУ Анатолий Шаповалова, изменения в инструкцию о порядке регулирования деятельности банков призваны заставить акционеров банков наращивать капитализацию.
А. Шаповалов отметил, что НБУ предлагает установить переходный период для наращивания банками регулятивного капитала. Банки с регулятивным капиталом более 8 млн. евро должны будут увеличить его до 9 млн. евро до 1 января 2009 года, а на 1 января 2010 года довести до 10 млн. евро. Банкам с регулятивным капиталом менее 8 млн. евро необходимо к 1 января 2009 года нарастить капитал до 7 млн. евро, к 1 января 2010 года — до 8,5 млн. евро, а к 1 января 2011 года — до 10 млн. евро. При этом банки с регулятивным капиталом менее 10 млн. евро обязаны будут до 1 мая 2008 года согласовать с Нацбанком программу капитализации.

Правительство и ЕБРР подписали меморандум

Правительство и ЕБРР подписали меморандум
Министр финансов Ураины Виктор Пинзенык и генеральный секретарь Европейского банка реконструкции и развития Хорст Райхенбах подписали Меморандум о взаимопонимании относительно проведения ежегодных собраний ЕБРР в Киеве.
Ежегодные собрания совета руководителей ЕБРР запланировано провести с 18 по 20 мая 2008 года.
В. Пинзенык отметил, что на собрании ЕБРР Украина должна представить свои инвестиционные проекты.
По словам министра финансов, инвестиции должны обеспечивать 90% финансирования потребностей Евро-2012.
Хорст Райхенбах отметил, что на бизнес-форум, который пройдет в рамках собрания, приедут представители деловых кругов со всего мира, для которых Украина представляет значительный инвестиционный интерес.