Архив метки: зерновые

Куда идем? (ОЛИГАРХ.NET)

Если банки не сбалансируют свои активы и пассивы это может стать проблемой для банковского рынка. Экономические прогнозы, в частности сценарии
Станислав Королюк
Традиция делать прогноз в начале нового года никуда не делась и некуда не денется. И пусть на дворе уже февраль, провести свои размышления о путях развития украинской экономики отнюдь не поздно. Тем более, что было время подумать, оценить ситуацию, присмотреться к повадкам нового правительства.
Хотя, особого оптимизма экономическая тематика не вызывает. Хочется написать, например, о том, что в этом году стоит ждать от розыгрыша Кубка Стэнли в Национальной хоккейной лиги, но служебные обязанности вынуждают писать про экономику Украину. Тема гораздо менее приятная, нежели заокеанский хоккей. Однако, более популярная в нашей стране.
Начнем с того, что буквально в двух словах опишем входящие условия. Итак, 2007 экономический год наша страна закончила с наиболее высокой в ХХІ-ом веке инфляцией, резко нарастающим отрицательным сальдо торгового баланса, новыми существенно более высокими ценами на природный газ, рекордным ростом фондового индекса, достаточно приличными темпами роста ВВП. О нем и поговорим в первую очередь.
Сразу отметим, что перспективы развития Украины в 2008 году во многом зависят не только от политики правительства Ю.Тимошенко, но и от мировой конъюнктуры. Подорожание энергоносителей, рост мировых цен на продовольствие и сырьевые ресурсы, вероятное дальнейшее ослабление доллара, риск экономической рецессии как в США, так и в Европе, вероятное продолжение утраты доверия международными инвесторами к развивающимся рынкам — вот далеко не полный перечень внешних факторов, которые неизбежно повлияют на экономическую ситуацию в Украине. По крайней мере, уже в октябре 2007 года МВФ понизил прогноз роста мирового ВВП на 2008 год до 4,8%. Главная причина — замедление экономического роста в США и увеличение риска рецессии (как следствие ипотечного кризиса). Отсутствие стабильности на мировых рынках может отрицательно сказаться на несколько замедляющемся экономическом росте и других макроэкономических показателях Украины. С другой стороны, не может не радовать тот факт, что конъюнктура мировых рынков стали и химической продукции, машиностроительного и аграрного рынков самым благотворным образом скажется на базовых для экономки Украины отраслях промышленности.
Полагаю, что скорее всего, Украину не ожидает какой-либо провал в вопросе темпов изменения ВВП. Думаю, что главный показатель развития экономики нашей многострадальной Родины сохранит тенденцию минувшего года и через 12 месяцев Госкомстат зафиксирует его рост в пределах 6,5-6,8%. Вряд ли мы увидим серьезные позитивные экономические прорывы в отраслях экономики Украины, которые до настоящего времени не были лидерами, но в силу того, что ничего не угрожает устойчивому развитию отечественной металлургии и горнодобывающего комплекса, строительной индустрии и транспортной отрасли, серьезно беспокоиться за темпы прироста валового внутреннего продукта не стоит.
Полагаю, что украинская металлургия в 2008 году вряд ли испытает сколько- нибудь серьезные проблемы. Во-первых, каких-либо предпосылок для негативного развития конъюнктуры мировых рынков нет. Во-вторых, украинские металлурги доказали, что рост цены природного газа их практически не пугает. Рентабельность производства металлургической продукции в нашей стране настолько высока, а удельный вес газа в себестоимости производимой металлургическими комбинатами продукции настолько низок, что цена даже в 230-240 долларов за тысячу кубометров природного газа будет не очень сильно замечена производителями металлургической продукции.
Думаю, что темпы развития такой важнейшей отрасли экономики нашей страны, как оптовая и розничная торговля также внесут свой существенный вклад в рост ВВП. Пожалуй, можно возлагать надежды на автомобилестроение, да и на машиностроение вообще (тут, кстати, может быть весьма позитивная экстраполяция на курсовую стоимость акций этого сектора экономики Украины).
Сложнее предсказать итоги работы в наступившем году агропромышленного комплекса нашей страны. Причин для этого несколько. С одной стороны, имевшие место сильные морозы в условиях отсутствия снега могут серьезно повредить как урожаю зерновых, так и плодово-ягодных культур. С другой же, глобальные мировые тенденции подорожания сельскохозяйственной продукции могут дать серьезную надежду на возрождение отечественного агропромышленного комплекса. Правда, на розничные цены это повлияет так, что страшно даже представить.
Итак, как вы догадались — теперь о другом важнейшем макроэкономическом показателе, разговор о котором будет гораздо носить менее приятный характер, нежели прогноз по темпам роста ВВП. Конечно же, речь идет об инфляции, причиной и следствием которой одновременно является рост оптовых и розничных цен. Сразу же замечу, что с моей точки зрения удержать рост цен ниже 15% за предстоящий год будет крайне сложно.
Причин для этого много. Во-первых, уже несколько лет в Украине имеет место крайне негативная тенденция существенного превышения рост цен производителей над увеличением розничных цен. За последнее время, и это наиболее тревожно, это превышение обычно бывает едва ли не в 2,5 раза.
Следствием этой опасной тенденции является формирующийся долгосрочный и масштабный потенциал так называемой инфляции издержек — ведь розничные торговцы в определенный момент все равно перестанут мириться с постоянным уменьшением нормы рентабельности. Собственно говоря, это и происходит в последние три года. К счастью, процесс этот идет постепенно и не одновременно во всех (или хотя бы многих) отраслях. Но от его последствий никуда не деться — розничные цены будут расти. И если за прошлый год рост цен производителей находится в пределах 19-20%, то было бы верхом наивности предполагать, что с определенным временным лагом (который обычно находится в пределах от 6 до 9 месяцев) это сомнительное удовольствие не найдет своего отражения в ценниках на прилавках магазинов.
Еще одним важнейшим источником повышения уровня инфляции будут коммунальные услуги. Да, в этом году не будет такого обвального роста цен на услуги ЖКХ, как мы это наблюдали в начале 2007 года. Но, цены на газ не могут не сказаться. Кстати, коль мы заговорили о ЖКХ, то в свете некоторых высказывания главы правительства судьба этого важнейшего сектора экономики в 2008 году вызывает огромную тревогу. Мы предложим, дополнительно к 1 тысяче гривен, которые вы получите живыми деньгами, по вашему собственному желанию использовать остаток ваших вкладов на погашение задолженности и текущую оплату жилищно-коммунальных услуг, на расчеты за обучение детей и приобретение товаров длительного использования: телевизоров, холодильников, другой бытовой техники. Уже через месяц правительство примет соответствующие решения, которые предоставят возможность вам покупать за счет сбережений отмеченные товары и услуги, — сказала Ю.Тимошенко, комментируя вышеупомянутые инициативе по возврату вкладов в Ощадбанке.
Нечто подобное приходилось слышать из уст Юлии Владимировны году эдак в 1999, когда она, будучи главой бюджетного парламентского комитета, предлагала конвертировать утраченные вклады в оплату за учебу в вузах.
Давайте себе представим эти предложения на одном конкретном примере. Итак, некая украинская семья имеет задолженность за услуги ЖКХ в сумме, например, 3 000 гривен. Не будем вдаваться в историю возникновения этого долга — может быть, люди объективно с трудом сводят концы с концами, может быть проблема в том, что глава семьи не умеренно потребляет спиртные напитки, а может быть люди просто сознательно не хотят платить деньги ЖЭКам. Дело не в этом. Итак, согласно намерений главы правительства, наша гипотетическая семья, при условии наличия вклада в Сбербанке, избавляется от долга за воду, газ, канализацию и квартплату. Замечательно? Но, только для этой семьи. Ведь на счета горэлектросети, горводоканала и ЖЭКа деньги не поступят — ибо нет их в природе! Не буду расписывать дальше — понятно, что быстрый и окончательный коллапс отечественному жилищно-коммунальному хозяйству обеспечен. А вместе с ним и предприятиям Нафтогаза Украины.
Понятно, что то же самое может произойти и системой высшего образования в части государственных вузов. Да, кстати, очень было бы любопытно посмотреть на то, как по распоряжению Премьер-министра наши соотечественники будут обменивать вклады в Сбербанке на бытовую технику! Может быть, госпожа Тимошенко не знает, что холодильники и телевизоры в Украине продают супермаркеты бытовой техники с негосударственной формой собственности? Хотя, с учетом многогранности таланта Юлии Владимировны, я бы не стал исключать того, что она сможет заставить, например, Домотехнику или Фокстрот продавать ЖК-панели в обмен на вклады в Сбербанке СССР.
Плавно перейдем к еще одной составляющей ожидаемой в этом году инфляции. Речь идет о социальных выплатах и определенном росте заработной платы у населения. Естественно, они по своим масштабам далеки от щедрых подарков населению, преподнесенных первым оранжевым правительством и Кабмином Януковича второй ходки, но свою роль в увеличении розничных цен это сыграет. К тому же, разве кто-то может предположить — на что способна нынешний Премьер-министр в этом направлении? Все мы знаем, что способна она на многое, а если ей будет необходима электоральная мобилизация, то зарплаты бюджетников и пенсии могут очень резко возрасти. Пропорциональный взлет будет и у розничных потребительских цен. В общем, инфляция издержек — все как в классике. И никуда от этого не деться. В условиях хронического отсутствия фондового рынка, слабо компенсирующих инфляцию процентных ставках по банковским депозитам, низкой финансовой культуры населения все дополнительно направленные гражданам средства немедленно будут вброшены на фондовый рынок.
Кстати, ситуация с возвратом вкладов Сбербанка достаточно тоже серьезно повлияет на цены. Обещала Тимошенко за два года вернуть все вклады в учреждениях Сбербанка СССР? Это так, и процесс пошел — если ваш вклад не превышает 1 тысячу гривен, то вы, как вкладчик, получите всю сумму полностью. Если же ваш вклад превышает эту сумму, то вкладчик получит первую выплату в размере 1 тысячу гривен. Итого, по оценкам специалистов на это понадобится около 1,2 миллиарда долларов. Любопытно, что Кабмин всячески избегает обнародования этой суммы — то ли никак посчитать не могут, то ли боятся ее произнести вслух. А бояться есть чего — возможное появление на потребительском рынке Украины в ближайшее время суммы в 6 миллиардов гривен способно задать такой разгон темпам инфляции, что прошлогодние 17% будут вспоминаться с теплыми, слегка ностальгическими чувствами.
И это в условиях, когда та же Тимошенко декларирует своей главной целью борьбу с ростом потребительских цен. Вам не кажется, что очень сложно одновременно бежать в двух диаметрально противоположных направлениях? Юлия Владимировна хочет доказать обратное? Или, с прицелом на президентские выборы просто вынуждена это делать? Но ведь все равно результат будет малоприятный — большинству из наших соотечественников тысяча от Тимошенко аукнется дальнейшим увеличением цены хлеб и молока, бензина и электроэнергии. Но, Юлия Владимировна обещала, а для поддержания имиджа в преддверии президентских выборов обещания надо выполнять. Хотя, если подходить к вопросу строго, то перед выборами были совсем другие разговоры — речь шла о возврате вкладов в полном объеме. Похоже, что, оценив вероятность исполнения этого, Тимошенко решила технично съехать с темы. Или — оставить себе отрезок работы на собственно предвыборный период.
Еще одна составляющая роста потребительских цен в Украине — это так называемая топливная. Увеличение цены на природный газ не может пройти незаметным. Но, кроме газа есть еще и нефть. Тут дела совсем тревожные. В начале 2008 года сбылись прогнозы большинства отраслевых экспертов: цены на нефть достигли рекорда в 100 долларов — 3 января стоимость барреля нефти на Нью-Йоркской товарной бирже даже превысила эту отметку. Несмотря на то, что к завершению торгов цены немного снизились и составили 99,5 доллара за баррель, критическая стодолларовая точка была преодолена. Правда, рекорд был достигнут благодаря ставке одного единственного трейдера, который сделал это, похоже, для того чтобы попасть в историю.
Эксперты объяснили резкий рост цен в начале года опасениями, что будут прекращены поставки из Нигерии, где продолжаются беспорядки, и смертью экс- премьера Пакистана Беназир Бхутто. Следующие несколько дней цены на нефть не смогли достичь этого рекорда. Однако, похоже, рынок уже готов к цене в 100 долларов за баррель. Например, 8 января на Нью-Йоркской товарно- сырьевой бирже заключались фьючерсные контракты на покупку нефти за 200 долларов (!!!) за баррель с поставкой в декабре 2008 года. Тогда же цена контракта на нефть сорта WTI на февраль выросла на 1,24 доллара — до 96,33 доллара за баррель черного золота.
Судя по всему, в условиях падения мировых фондовых рынков инвесторы стремятся вложить средства в альтернативные активы. Да и ожидаемое снижение запасов нефти в США является еще одним тревожным сигналом. В целом сырье по- прежнему рассматривается инвесторами как надежная гавань для денежных средств, и это способствует подъему цены. Совершенно не вызывает сомнений то, что дальнейший рост стоимости нефти на международных рынках приведет к увеличению стоимости нефтепродуктов, что внесет свою лепту в рост цен в Украине. Не исключаю, что наиболее популярный в Украине бензин А-95 преодолеет ценовую планку в 6 гривен уже к концу первого полугодия.
И, естественно, нельзя обойти вниманием сценарии развития банковского сектора нашей страны на следующий год. Смею предположить, что наш локомотив экономики ждет несколько серьезных испытаний. Во-первых, если банки не сбалансируют свои активы и пассивы с точки зрения сроков (а сейчас длительность срока, на который привлекаются депозиты, меньше, нежели период времени, на который выдаются кредиты), это может стать проблемой для банковского рынка. Во-вторых, если банки не сбалансируют свои активы и пассивы с точки зрения валют и доходностей по ним (сейчас по большей мере привлекаются дорогие депозиты в национальной валюте и выдаются более дешевые кредиты в иностранной валюте), это снова же не предвещает радостного развития событий. В третьих, продолжающийся в Украине кредитный бум на рынке потребительского кредитования может привести к крайне печальным последствиям. Причем как для рынка потребительского кредитования, так и для рынка ипотечного кредитования (а соответственно, и для рынка жилой недвижимости).
Если же говорить о возможном развитии рынков кредитов и депозитов, то в текущем году, скорее всего стоимость обоих банковских продуктов будет и дальше возрастать. Размер этого увеличения зависит от того, как долго будут длиться кризисные явления на мировых финансовых рынках. Вполне вероятно, что кризис на мировом рынке капитала продлится до конца 2008 года, поэтому привлечь за рубежом дешевые ресурсы в больших объемах украинским банкам и компаниям явно не удастся. То есть, увеличение ставок по привлечение и размещению кредитных ресурсов может находиться в пределах 2-3 процентных пункта. Кстати, с осени 2007 года имеет место любопытная тенденция — кредиты в иностранной валюте для населения и предприятий начали дорожать, гривневые займы — напротив, дешеветь. Дело в том, что банкам не хватало валюты для кредитования населения и компаний, зато гривна была доступна за счет интервенций Нацбанка.
Кроме того, памятую о событиях апреля 2005 года, нельзя исключать очередной определенной ревальвации (на 2-3%) национальной валюты. Хотя, если НБУ будет вынужден проводить политику таргетирования инфляции, то скорее можно ожидать снижения гривны на 5-10 копеек (от нынешнего уровня). Хуже всего будет, если сначала легким движением руки Кабмина гривна укрепится, а потом она будет в силу объективных причин девальвирована. Не стоит ждать и резкой либерализации отечественного валютного рынка — его размер по мировым меркам крайне невелик (мягко говоря), при этом к Украине проявляют интерес множество иностранных инвесторов и спекулянтов. Введение системы гибкого обменного курса может привести к колебаниям стоимости гривны в слишком широком коридоре. Говорят, что речь может идти о колебаниях от 4 гривен за доллар до 6.
Кстати, борьба НБУ с долларизацией украинской экономики, скорее всего, приведет к дальнейшему сближению процентных ставок по кредитам в гривне и долларах. В ноябре 2007 года НБУ ввел обязательное резервирование займов, привлеченных за рубежом. Кроме того, руководство Национального банка Украины еще летом заговорило о возможном ограничении кредитования в инвалюте украинскими банками. Все эти меры могут привести к подорожанию доллара на межбанковское рынке и в обменных пунктах.
Вот такой прогноз на 2008 год получается. Скорее всего, задания написать прогноз развития экономики даются с единственной целью — посмеяться над его автором в случае его невыполнения, на что втайне и надеется редактор.
Ничего, переживем. Тем более, что истинный талант состоит не в том, чтобы дать прогноз, который осуществится, а в умении убедительно и аргументировано объяснить — почему прогноз не сбылся. Вот по ходу года и будем этим заниматься.
Банковский рынок Украины

Курс без фарватера (Контракты)

Наталия Гузенко, Вячеслав Дарпинянц
Председатель Совета Нацбанка Петр Порошенко прогнозирует колебание курса гривни в 2008 году в диапазоне 4,95-5,25 UAH/USD. В интервью изданию Контракты Петр Порошенко рассказал о том, что предложение потребительских товаров в Украине не догоняет спрос; рост потребительского кредитования подогревает инфляцию; стандарт 5,05 UAH/USD не удержат.
Строго говоря
— Почему Нацбанк запретил комментировать экономические тенденции в Украине всем, кроме вас и Владимира Стельмаха?
— Чтобы нивелировать последствия не профессиональных или безответственных заявлений, потрясающих рынок и пугающих общество. Я понимаю, что мнение политиков и чиновников небезынтересно украинским гражданам, однако это не означает, что в прямом эфире можно прогнозировать экономический коллапс или гадать, каким будет рост цен на основные потребительские товары, не располагая детальной информацией о текущем состоянии экономики. Ведь логичной реакцией на подобные заявления чиновников будет желание защитить свои сбережения. Очевидно, что, получив неполную или искаженную информацию, люди могут решить, что проценты по гривневым депозитам не покроют ее обесценивания, это стимулирует ажиотажный потребительский спрос и, соответственно, раскручивание инфляции.
Объективно никто не собирался вводить цензуру, об этом и речи быть не может. Все члены Совета и правления НБУ вправе высказывать личные экспертные мнения по любым вопросам, подчеркивая, что их позиция может быть отличной от официальной. Делать же официальные заявления в рамках своей компетенции о показателях и тенденциях денежно-кредитной политики от имени Нацбанка уполномочены руководители Совета и правления НБУ. Лично я считаю решение Нацбанка жестким, но объективно необходимым.
— В 2007-м вместо прогнозируемых 7,5% инфляции по итогам года ожидается 14- 14,5%. Какие факторы роста цен, кроме вербального, были определяющими?
— Во-первых, существенное превышение спроса над предложением, которое объясняется тем, что доходы населения в текущем году выросли на 34%, а прирост ВВП составил всего 7,4%. Более чем четырехкратный разрыв между темпами роста зарплат и объемов производства является ключевым инфляционным фактором. Кстати, если бы в Украине стали рассчитывать показатель производительности труда, то этот разрыв был бы еще большим… Хуже того, прирост объемов производства пищепрома в 2007-м составил около 0,3%, по сути, это и спровоцировало существенное подорожание продуктов питания.
Второй по значимости инфляционный фактор — внешний. В 2007 году неконтролируемый рост цен на продукты питания и энергоносители наблюдался и в Евросоюзе, где инфляция превысила запланированные показатели в полтора раза, и в Китае, покрывающем львиную долю внутреннего спроса за счет предложения национальных производителей, и в других экономически развитых странах.
Третий фактор инфляции — рост объемов потребительского кредитования.
Четвертый — монетарный, хотя его влияние было, пожалуй, самым незначительным: цены на товары непродовольственной группы, почти не подверженной колебаниям спроса, выросли всего на 1,5%. Удивляет то, что Кабмин на протяжении года неоднократно поднимал вопрос монетарной составляющей инфляции, вместо того чтобы сконцентрироваться на поддержке и развитии аграрной промышленности. На мой взгляд, рост цен на продтовары в Европе мог стать для наших производителей источником заработка и притока валюты в страну: по итогам трех кварталов 2007 года отрицательное сальдо платежного баланса составило 2,5 миллиарда долларов.
— Разве лучше было бы, если бы Кабмин не квотировал экспорт зерна?
— В сложившейся ситуации квотирование было меньшим злом. Оптимальный вариант —
если бы в марте Кабмин выделил Аграрному фонду дополнительные ресурсы для закупок, а аграрии получили бы дополнительные стимулы, к примеру, в виде удешевления банковских кредитов.
— Соответствующие инициативы Кабинета Януковича блокировал бы президент.
— Задним числом легко искать причину, оправдывающую бездействие. Уверен, что надо было заниматься всем этим в марте, а не в июне-июле, когда, с одной стороны, было поздно думать о перспективе, а с другой — возникли политические противоречия. Попытки летом потушить пожар на внутреннем рынке квотированием экспорта зерновых не были безрезультатными. Радикальные меры способствовали снижению инфляционных последствий, которые могли быть хуже, чем в 2004 году, и в результате государственный бюджет проиграл бы дважды: сначала компенсировали бы НДС экспортерам, а потом по спекулятивным ценам пришлось бы закупать зерно у импортеров… Кстати, в 2007-м потребительский спрос на нашем рынке не был компенсирован импортом. Можете считать эту мысль крамольной, но правительству следовало на время приоткрыть внутренний рынок, установив квоты на импорт дефицитных продуктов, сконцентрировавшись на бюджетной поддержке АПК. Это позволило бы не только покрыть возможные убытки отечественных компаний (в условиях нынешней конъюнктуры потери были бы минимальными), но и снизить риски инфляции в последующих периодах.
Инфляция-2008
— Каковы эти риски с учетом того, что в 2008-м газ, импортируемый в Украину, на границе с РФ будет стоить 179,5 долларов за тысячу кубов?
— Не буду никого пугать экономическим коллапсом, но определенные проблемы, безусловно, есть. К примеру, Укртелеком задекларировал повышение тарифов на 20%, коммунальные предприятия настаивают на том, что тарифы следовало повысить еще вчера. Кабмин уже обсуждает вопрос фиксации цены на газ украинской добычи (минус этого мероприятия — ухудшение финансового состояния НАК Нафтогаз України, вынужденного покупать до 10 миллиардов кубов импортируемого газа ежегодно на покрытие внутренних потребностей). А Нацбанк, в свою очередь, рассматривает возможность плавной адекватной корректировки курса в пределах прогнозов, утвержденных Основами денежно- кредитной политики.
— Неужели с помощью ревальвации можно предотвратить инфляцию?
— Напрасно иронизируете. В 2005-м ревальвация повлияла на цены. По расчетам Нацбанка, благодаря изменению курса гривны удалось сбить инфляцию на 2-3%.
Аргументы? Во-первых, импорт энергоресурсов в Украину подешевел, что положительно отразилось на индексе потребительских цен. Да, это дало толчок для роста импорта товаров пищевой и легкой промышленности, но ведь ревальвация прежде всего затормозила повышение цен как в оптовой, так и розничной торговле. Во-вторых, за счет курса была решена проблема валютных спекуляций. У спекулятивных инвесторов были ожидания, что гривна будет постепенно ревальвировать, и они планировали вложить 2-3 миллиарда долларов в гривневые депозиты и государственные ценные бумаги. Общий выигрыш на вложенный капитал — курсовая премия плюс проценты — ориентировочно должны были составить 20% годовых. Чтобы предотвратить вывоз этих денег, Нацбанк не стал вмешиваться в рыночную тенденцию ревальвации гривны, благодаря такому неожиданному решению спекулятивные сверхприбыли (около 0,5 миллиарда долларов) не вышли за пределы финансовой системы страны.
Правда, нынешняя макроэкономическая ситуация отличается от той, которая была в 2005-м: спрос и предложение на внутреннем рынке несбалансированны, торговое сальдо не положительное, как два года назад, а отрицательное. В общем, для ревальвации нет предпосылок. Мы сделали расчеты и пришли к выводу, что укрепление курса гривни на 1% способно отыграть 0,2-0,3% инфляции. Украинской экономике нужны реформы, а не курсовые игры, хотя я не отрицаю целесообразности валютного таргетирования.
— О каком валютном таргетировании может идти речь, если бюджетные механизмы в Украине насквозь коррумпированы, а учетная ставка НБУ — фикция?
— Я не был бы столь категоричным. Да, нужны системные реформы в экономике.
Да, бюджетные дотации не всегда эффективны, но это не значит, что Кабмин вообще не может повлиять на экономику, иначе как драконовскими методами.
Что же касается НБУ, то мы вообще можем определить настолько жесткие нормативы резервирования, что инфляция составит 1%, но это задушит экономику.
— А все финансовые потоки соответственно уйдут в тень?
— Я, как и вы, утрирую!
— Уточните, пожалуйста, какие меры предпримут Нацбанк и Кабмин, если инфляция в 2008-м будет набирать обороты?
— Обратите внимание на то, что Нацбанк уже в 2007-м установил ставку рефинансирования ниже уровня инфляции, несмотря на то что все международные эксперты справедливо полагают, что это алогично. Думаю, в 2008 году основным фактором увеличения денежной массы будет внутреннее рефинансирование под конкретные производственные проекты, ведь пагубна не столько инфляция, сколько отсутствие адекватного роста ВВП и дисбаланс между спросом и предложением на внутреннем рынке.
— Об этом мы уже говорили. Не так ли?
— И я еще раз повторю: украинской экономике нужны структурные реформы. Чтобы оценить инфляционные вызовы 2008 года более предметно, как вы хотите, необходимо знать все переменные в макроэкономическом уравнении: объем социальных расходов в структуре госбюджета, его дефицит, приток иностранных инвестиций… К примеру, лично я убежден, что бюджетные расходы на госаппарат нужно срочно сокращать.
— Разве сокращение расходов на госзакупки не повлечет за собой падение темпов роста ВВП?
— Хорошо, что вы уточнили. Говоря об экономии на госаппарате, я ни в коем случае не предлагаю сокращать расходы на госзакупки. Наоборот, инвестиционную бюджетную составляющую следует развивать, прежде всего усовершенствовав законодательство и минимизировав риски коррупции. В этом смысле было бы неплохо также, если государство обнулило бы ставку НДС на импорт инвестиционного оборудования, развернуло собственные инфраструктурные проекты и т. д. Экономить же нужно за счет оптимизации системы госуправления и сокращения штата дармоедов-чиновников.
— Сможет ли демкоалиция провести системные реформы, об актуальности которых говорят не первый год?
— Я понимаю пессимизм и считаю, что 228 депутатов — неустойчивое большинство.
Но я верю в возможность проведения реформ и опираюсь в этом своем видении далеко не на романтические представления, а на результаты работы в 2005 году. Тогда тоже никто не думал, что процесс возмещения НДС можно выстроить таким образом, чтобы бизнесмены не ждали месяцами и не давали откат налоговикам. Скажите, а 5 миллиардов гривен, которые наше государство задолжало плательщикам по итогам 2007-го, стимулируют рост ВВП или нет?
— Проблема возмещения НДС, безусловно, актуальна, но имеет частный характер. В том же 2005-м ГНАУ столкнулась с серьезными неплатежами в восточно- украинских областях. К каким экономическим последствиям приведет возможное повторение ситуации в 2008-м?
— В 2005-м налоги платили в соответствии с декларациями, вопрос в том, насколько честно их декларировали? Политическая воля позволит найти правильный ответ на этот вопрос. Кстати, честно говоря, я не считаю широкую коалицию устойчивее демократической. Да, если подходить арифметически, то объединение ПР, Блока Литвина и части НУ-НС, возможно, более устойчиво, но в нем скрыты мины замедленного действия, могущие спровоцировать новый политический кризис. Однако к политике НБУ это имеет весьма косвенное отношение.
Подвижный курс
— Первый вице-премьер Николай Азаров неоднократно предлагал диверсифицировать структуру золотовалютных резервов НБУ. Почему к мнению министра финансов не прислушались?
— Я уважаю Николая Яновича, но НБУ, насколько это было возможно с учетом структуры импорта, давно диверсифицировал структуру резервов. Причем мы начали это делать задолго до того, как об этом заговорили в правительстве.
Могу сказать, что 90% валюты, купленной Нацбанком на межбанке, номинировано не в дензнаках США, если точнее — 60% в евро, около 30% — в английских фунтах.
— Уточните, какова структура резервов НБУ сейчас?
— Я и так уже много рассказал. Могу добавить, что мы заинтересованы в досрочном погашении долларовых обязательств Украины перед МВФ, а также сможем в 2008-м адекватно отреагировать на последствия мирового кризиса кредитной ликвидности, в том числе посредством рефинансирования. Вообще же, проблема разрыва между короткими, а также среднесрочными валютными пассивами и длинными ипотечными активами не является для украинской банковской системы определяющей. Однако Нацбанк, понимая, что не все наши банки родственно связаны с западными финансовыми учреждениями, готов решать проблему дефицита ликвидности локально. Хотя неплохо, если бы банки сами решали эти вопросы, адекватно формируя кредитные портфели. Наша задача — создать механизмы стерилизации денежной массы посредством развития фондового и страхового рынков. Для этого также нужны комплексные реформы, а в рамках своей компетенции мы инициируем, в частности, отмену обязательного сбора при купле-продаже валюты.
В более отдаленной перспективе, если будут проведены структурные реформы, можно говорить о минимизации влияния Нацбанка на валютный рынок и плавающем курсе гривни. Пока же нет существенных оснований для коррекции курсовой политики в 2008-м, но это не значит, что мы выдержим стандарт 5,05 UAH/USD, курс гривни по отношению к американскому доллару может быть подвижным в пределах прогнозных показателей 4,95-5,25 UAH/USD.
— Вы претендуете на пост главы Нацбанка?
— Этот пост не вакантный, я считаю Владимира Семеновича выдающимся финансистом и мне приятно с ним работать.
— Почему вы уклоняетесь от ответа?
— Я полагаю, что смогу ответить на ваш вопрос только в том случае, если г-н Стельмах сам примет решение уйти в отставку, насколько мне известно, он этого пока не планирует, поэтому может проработать еще два года.
— Каковы ваши карьерные перспективы?
— Последние 10 лет работаю Петром Алексеевичем Порошенко и чувствую себя вполне комфортно. Никто не заметил, что в 2005-2006 годах я вообще не занимал никакой должности, и это не отразилось ни на моей публичности, ни на влиятельности.
Банковский рынок Украины